Истмико-цервикальная недостаточность

К большому сожалению, далеко не каждая беременность заканчивается благополучно. Среди множества рисков и осложнений присутствует редкий диагноз – истмико-цервикальная недостаточность. Она встречается лишь у 5-9% беременных женщин, но занимает львиную долю среди причин привычного невынашивания.

Если во время беременности вам поставили диагноз истмико-цервикальная недостаточность, не отчаивайтесь и не паникуйте. Помните, что вовремя определить недостаточность шейки матки не так уж и просто. Ведь осмотр в зеркалах при беременности производится очень редко. И своевременно установленный диагноз – это лечение, коррекция и большие шансы на полноценное вынашивание, счастливое материнство.

Клиника «Доктор рядом» предлагает специализированное ведение беременности при истмико-цервикальной недостаточности. Вы можете обратиться к нам на этапе планирования беременности или при подозрении на ИЦН во время вынашивания. Мы окажем современную медицинскую помощь и гинекологическое сопровождение на любом сроке беременности до долгожданных родов.

Истмико-цервикальная недостаточность во время беременности

Истмико-цервикальная недостаточность (ИЦН) – это несостоятельность перешейка и шейки матки. Шейка матки – упругий мышечный орган, который выполняет опорную и защитную функцию при беременности. Канал шейки маки при беременности сомкнут, за счет чего удерживается плод и плодные оболочки, а в утробу не попадают инфекции.

Недостаточность шейки матки приводит к ее укорачиванию и открытию внутреннего и наружного зева по мере нарастания нагрузки. Так с каждым месяцем беременности растет плод, количество околоплодных вод. Шейка матки не выдерживает давления, приоткрывается, провисает плодный пузырь, инфицируются плодные оболочки, изливаются воды и начинаются преждевременные роды.

Выкидыш или преждевременные роды во 2-3 триместре беременности часто спровоцированы именно истмико-цервикальной недостаточностью. И если подобная ситуация произошла, настоятельно рекомендуется пройти обследование и лечение. Следует планировать и готовиться к следующей беременности не менее чем через 2 года после выкидыша в результате ИЦН.

Причины истмико-цервикальной недостаточности

Различают травматическую и функциональную истмико-цервикальную недостаточность, развитие которых спровоцировано разными причинами. Итак:

• Механические травмы – аборт, выскабливания в целях диагностики или лечения, самопроизвольный выкидыш, роды, экстракорпоральное оплодотворение. На месте травмы возникает рубец, который состоит из соединительной ткани. В отличие от здоровой мышечной ткани, соединительная ткань не имеет способности к сокращению, эластичности. Это провоцирует травматическую истмико-цервикальную недостаточность;
  • Гормональный сбой, недостаток прогестерона, преобладание андрогенов приводят к развитию функциональной недостаточности шейки матки. Чаще всего она развивается на ранних сроках беременности, начиная с 11 недели. В этот период поджелудочная железа плода начинает вырабатывать мужские гормоны. Их переизбыток в организме приводит к ослабеванию мышц шейки матки;
  • Многоплодная беременность, многоводие, вес плода более 4 кг, пороки развития матки также могут являться причиной истмико-цервикальной недостаточности.

Симптомы истмико-цервикальной недостаточности

Опасность истмико-цервикальной недостаточности таится и в ее бессимптомности. Лишь в некоторых случаях на первых месяцах беременности возможны признаки ИЦН, которые схожи с симптомами угрозы выкидыша. Это кровянистые выделения, боль внизу живота, ощущение тяжести и распирания во влагалище.

Самопроизвольный аборт или преждевременные роды во 2-3 триместре беременности могут быть симптомами истмико-цервикальной недостаточности. Поэтому перед планированием последующей беременности или же при диагнозе привычного невынашивания следует пройти обследование на ИЦН, а при подтверждении диагноза – соответствующее лечение.

Диагностика истмико-цервикальной недостаточности

Диагностика истмико-цервикальной недостаточности при беременности осуществляется во время вагинального осмотра при помощи зеркал и во время УЗИ. На ранних этапах развития ИЦН врач-гинеколог может определить размягчение шейки матки и ее укорочение. На поздних сроках беременности возможно ее раскрытие.

Ультразвуковое исследование проводится при помощи вагинального датчика. Если шейка матки приобретает V-вид, это может свидетельствовать о раскрытии внутреннего зева. Также измеряется длина шейки матки. По мере развития беременности шейка матки становится короче, ширина внутреннего зева все больше.

В норме длина шейки матки на сроке 24-28 недель составляет 35-45 мм, после 28 недели 30-35 мм. До 20 недели длина шейки матки 30 мм является признаком угрозы прерывания беременности и требует наблюдения. Абсолютным показанием к невынашиванию является длина шейки матки 2 см, что требует обязательной хирургической коррекции. Ширина внутреннего зева шейки матки возрастает с 10 по 36 неделю беременности в рамках значений 25-40 мм.

Тактика ведения беременности при истмико-цервикальной недостаточности

В большинстве случаев диагноз истмико-цервикальной недостаточности ставится после самопроизвольного аборта или преждевременных родов. Последующая беременность относится к вынашиванию с высокой степенью риска и требует специализированного медицинского сопровождения.

Медицинский центр «Доктор рядом» предлагает ведение беременности при истмико-цервикальной недостаточности с первых недель зачатия. Мы проводим современную диагностику ИЦН при постановке на учет и в динамике. Главная цель – определить степень риска, принять максимально эффективные меры лечения и коррекции ИЦН, чтобы женщина выносила и родила в срок здорового крепкого малыша.

Лечение истмико-цервикальной недостаточности может быть:

• Нехирургическим – гормональная терапия для нормализации уровня прогестерона, андрогенов, использование акушерского кольца или пессария до 36 недель беременности.
  • Хирургическим – наложение швов на шейку матки с 13-27 недель беременности. Снимаются швы в 37-38 недель беременности или раньше, если излились воды, началась родовая деятельность. Показаниями к оперативному вмешательству являются выкидыши в анамнезе, невынашивание или прогрессирующая недостаточность шейки матки в период беременности.

Помните, что истмико-цервикальная недостаточность приводит к выкидышу или преждевременным родам. Ведение беременности с ранних сроков, постоянное наблюдение гинеколога и лечение ИЦН при необходимости поможет вам сохранить желанную беременность и родить доношенного малыша.

• Врач акушер-гинеколог
  • Врач гинеколог-эндокринолог